Неисправности стартера трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Чем обусловлены переменные включения и выключения тягового реле стартера без вращения вала? Скорее всего такие повторяющиеся щелчки возникают из-за недостаточного напряжения которое подводится к стартеру. При работающем стартере, но отсутствии вращения вала двигателя не вращается, неисправным является сцепляющий механизм. Проскальзывают ролики обгонной муфты.

Бывает, что при включении стартера возникает скрежет. В этом случае нарушена регулировка сцепляющего механизма и тягового реле. Срабатывание тягового реле стартера без вращения якоря обозначает, что контакты реле подгорели.

При вращении коленвала двигателя трактора МТЗ в стартере раздается посторонний шум или скрежет. Что это может быть? Скорее всего происходит касание якорем башмаков статора, по причине износа втулок скользящих подшипников (вкладышей) или из-за погнутости вала якоря.

Стартер после включения двигателя не отключился, какова причина? Такой дефект может возникнуть при спекании контактов реле стартера РС502 или контактов тягового реле.

Стартер можно проверить на тракторе не снимая переносным прибором КИ-1093 (см. рис. 2.2.3).

Рис. 2.2.3. Как проверить стартер 24.3708, схема:
1 — стартер; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — вольтамперметр КИ-1093

Чтобы проверить стартер с аккумуляторной батареи откидывают провод, идущий к стартеру, а на вывод "+" накидывают выносной шунт «Ш» из комплекта вольтамперметра, подключив его к прибору. Врубают высшую передачу и трактор намертво тормозят. Проверив, что нет подачи топлива, включают стартер на 5—10 с и следят за показаниями вольтметра и амперметра. Далее сравниваем эти данные с данными в нижней таблице.

Основные данные стартера 24.3708

Режим холостого хода: частота вращения якоря, об/мин
не менее 5000
потребляемый ток, А, не более 150
напряжение на клеммах, В 11,5 ±0,5
Режим полного торможения: потребляемый ток, А, не более 1700
напряжение на клеммах, В, не более 8,5
максимальный тормозной момент, Н-м, не менее 68,5
номинальная мощность при напряжении 12 В, кВт 4 ±0,4

Если уровень напряжения при проверке мал, то это аккумуляторная батарея разряжена или неисправна. Касается и окисление зажимов. Когда закисляются зажимы аккумуляторной батареи, появляется налет непроводящий ток, происходит падение напряжения. А это, как известно, неблагоприятно влияет на условия работы стартера, т.е. на пуск двигателя. Малый ток, который используется стартером, является признаком значительных переходных сопротивлений во внешней его цепи (контактная часть реле, выводные клеммы).

А из-за чего бывает большая величина тока потребляемого стартером трактора? "Копаем в сторону" межвиткового замыкания обмоток якоря или стартера, либо проверяем количество и качество смазки в подшипниках вала якоря. Либо ее нет, либо она загустела до неприличия.

Что делать, если при проверке якорь вращается? При таком дефекте неисправен сцепляющий механизм. Во всех случаях выявленных неисправностей стартер нужно менять.

Мониторинг стартера осуществляют на контрольно-испытательных стендах КИ-968 или 532М. Стенды оснащены специальными устройствами для определения тормозного момента стартера.

Проверку принято проводить с режима холостого хода, а затем в режиме полного торможения. Поверочные показания испытания должны соответствовать приведенным в таблице.

Далее реле блокировки МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82