Ремонт двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Дизельный двигатель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора для ремонта или замены при выявлении трещин в блоке цилиндров, подозрительных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном зазоре хотя бы в одном из сопряжений "шейка коленчатого вала — вкладыш".

Какой вид ремонта двигателя МТЗ произвести (капитальный или текущий) решают при обмере основных параметров: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.

Вначале проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.

С этой целью снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (см рис. 2.1.8).

Рис. 2.1.6. Двигатель трактора МТЗ-80, МТЗ-82 в сборе:
1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Диаметр шатунных шеек МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо замерять в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

При превышении овальности шеек свыше допустимого или если диаметр их стал меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленвал нужно снять (рис. 2.1.9, 2.1.10) и отдать на перешлифовку до следующего ремонтного размера.

Рис. 2.1.7. Как снять масляный насос МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — нагнетательный трубопровод;
2 — масляный насос

Рис. 2.1.8. Как замерить диаметр шатунных шеек коленвала МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — микрометр;
2 — шатунная шейка коленчатого вала

Рис. 2.1.9. Как снять коленвал МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.10. Как снять заднюю опору коленвала МТЗ-80, МТЗ-82
1 — задняя опора;
2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала двигателя Д-240

Обозначение размерной группы Величина размера, мм
Н1 68,16—68,17
Н2 67,91—67,92
Д1 67,66—67,67
Р1 67,41—67,42
Д2 67,16—67,17
Р2 66,91—66,92
ДЗ 66,66—66,67
РЗ 66,41—66,42

Фактически, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередующихся через 0,5 мм и установленных заводом-производителем двигателя, при незначительных износах шейки коленчатого вала оттачивают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), сменяемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Примерно также обрабатывают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек двигателя Д-240 должна быть не более 0,06 мм.

Если после промеров шатунных шеек выяснится, что все размеры находятся в пределах нормы, разборку двигателя продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снятием головки цилиндров и извлечением поршней с шатунами в сборе.

Чтобы определить, стоит ли менять вкладыши шатунных подшипников, производят замер диаметра отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).

Рис. 2.1.11. Как снять колпак крышки головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.12. Как снять крышку головки цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.13. Как снять вал коромысел в сборе и отсоединить трубопроводы МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.14. Как снять головку цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.15. Как измерить диаметр отверстия подшипника шатуна МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — индикаторный нутромер;
2 — шатун в сборе с вкладышами

Различие замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна показывает реальный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Расчетный зазор в шатунных подшипниках находится в пределах 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не должен превышать 0,3 мм.

Если поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, важной причиной замены может стать величина диаметрального зазора в подшипнике. При осмотре состояния вкладышей следует помнить, что поверхность антифрикционного слоя считается приемлемой, если на ней отсутствуют задиры, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних включений.

Далее головка цилиндров МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82