Ремонт головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Какие могут возникнуть дефекты в головке блока цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82?В первую очередь нужно отметить искореживание плоскости разъема. Далее определяем, насколько изношены внутренние поверхности направляющих втулок, рабочих фасок клапанов и седел клапанов. Смотрим, не появились ли трещины в перемычках клапанных гнезд. Так же возможен и прогар посадочных мест под уплотнения форсунок или их стаканов. (рис. 2.1.16)

При выполнении диагностики оперируют паспортными характеристиками и регулировочными данными элементов головки цилиндров и газораспределительного механизма (таблица ниже).

Рис. 2.1.16. Как расположены детали головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — патрубок; 2 — труба; 3 — корпус сапуна; 4 — бачок; 5 — колпак; 6, 8 — прокладки; 7— крышка головки; 9 — коромысло; 10 — ось; 11 — головка цилиндров; 12 — прокладка головки; 13 — толкатель; 14 — штанга; 15 — клапан выпускной; 16 — клапан впускной; 17 — пружины клапана; 18— тарелка клапана; 19 — шпилька

Показатели и регулировочные данные деталей головки цилиндров и газораспределительного механизма двигателя Д-240

Выступание стержня клапана, мм:
номинальное 56,0
допустимое 57,2
Перемещение клапана, мм:
номинальное 10,2
допустимое 9,0
Отклонение от плоскостности поверхности головки, мм, не более 0,15
Утопание тарелки клапана, мм:
номинальное 0,4—0,7
допустимое 1,8
Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм 11,10
Допустимая сила сжатия (упругость) наружных клапанных пружин до рабочей длины

148

Рабочая длина наружной пружины, мм 54,0
Допустимая сила сжатия (упругость) внутренних клапанных пружин до рабочей длины, Н 74
Рабочая длина внутренней пружины, мм 48,5
Допустимый диаметр стержня клапана, мм 10,85
Внутренний диаметр втулки коромысел, мм 19,02—19,05
Диаметр оси коромысел, мм 18,98—19,00

Проваливание тарелок клапанов в полостях головки не снимая ее с блока цилиндров хорошо видно по выпиранию стержней втягивающих клапанов в сравнении с плоскостью головки.

С этой целью поочередно устанавливают поршни в верхнюю мертвую точку такта сжатия и сверяют расстояние от торца стержня клапана до головки. При выпирании стержня клапана свыше допустимой погрешности можно сделать вывод о значительной выработке тарелок клапанов и их седел.

Параллельно появляется возможность узнать степень износа кулачков распредвала. С этой целью прокручивают коленвал двигателя до полного открытия клапана (при установленном для холодного двигателя тепловом зазоре) и измеряют промежуток от грани стержня клапана до головки.

По отличию в расстояниях, определенных при закрытых клапанах и открытых, вычисляют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана меньше необходимого, распредвал двигателя подлежит замене. Затем после этих измерительных процедур головку снимают с двигателя и дальше вновь подвергают анализу.

Затем производят замер отклонения от плоскостности поверхности головки (рис. 2.1.17).

При превышении допустимого значения головку блока меняют. При допустимом отклонении оценивают состояние седел клапанов по проседанию тарелки нового клапана (рис. 2.1.18).

При проседании тарелки клапана свыше допуска головку нужно заменить. При проседании в пределах допустимого головка подлежит ремонту.

Сухари клапанов и клапанные пружины отделяют специальным устройством ОР-9913 (рис. 2.1.19).

Бывает, что в седле клапана появляются трещины. В там случае головку заменяют. Извлеченные клапаны помечают, производят замер диаметр стержня (рис. 2.1.20), инспектируют стук тарелки клапана и прогиб стержня (рис. 2.1.21).

Стук фаски тарелки и прогиб стержня относительно оси клапана не должны быть более 0,03 мм.

Если выявлены признаки износа, прогара, раковин на фасках клапанов - рабочую поверхность фасок шлифуют станках, например на Р-108 (рис. 2.1.22) или ОР-6686.

Рис. 2.1.17. Как измерить отклонение от плоскостности поверхности головки цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — поверочная линейка;
2 — головка цилиндров;
3 — щуп

Рис. 2.1.18. Как определить утопание тарелки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — клапан;
2 — головка цилиндров;
3 — штанген-глубиномер

Рис. 2.1.19. Как снять сухари клапанов и клапанных пружин трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — головка цилиндров;
2 — клапанная пружина;
3 — приспособление ОР-9913

Рис. 2.1.20. Как измерить диаметр стержня клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — клапан;
2 — микрометр

Рис. 2.1.21. Как измерить изгиб стержня и биение фаски тарелки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.22. Как отшлифовать рабочую поверхность фаски клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Фаску впускного клапана шлифуют под углом 60°, выпускного — под углом 45°. После обработки и сведения следов износа детали, ширина цилиндрической части тарелки клапана А должна быть не менее 0,5 мм, а ширина притертой матовой полоски на фаске клапана Б — не более 2 мм.

Направляющую втулку клапана сменяют, если износ поверхности отверстия под стержень клапана превысил допустимый диаметр, или при слабой посадке втулки в головке. Как измерить диаметр отверстия направляющей втулки клапана смотрите на рис. 2.1.23. В процессе замены направляющую втулку выдавливают (рис. 2.1.24). Заменяющую втулку подгоняют с наибольшим допуском по наружному диаметру, промазывают эпоксидкой без специальной примеси и запрессовывают в головку (см. рис. 2.1.25).

По завершении размещения направляющих втулок седлу клапана придают законченный вид планетарно-шлифовальном инструментом, например ОПР-1334А (рис. 2.1.26).

Рис. 2.1.23. Как измерить диаметр отверстия втулки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — индикаторный нутромер;
2 — направляющая втулка клапана;
3 - головка цилиндров

Рис. 2.1.24. Как выпрессовать направляющую втулку клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 2.1.25. Как запрессовать направляющую втулки клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — направляющая втулка;
2 — клапан;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.26. Как обработать седло клапана в головке цилиндров трактора МТЗ-80, МТЗ-82

При неровностях на рабочей фаске седла, которые возникли в процессе эксплуатации, на первом ремонтном этапе фаску вышлифовывают до исчезновения дефектов и проверяют седло по проседанию тарелки смененного клапана. Если проседание не более допустимого размера, то седло нужно дальше проточить.

Нижнюю кромку рабочей фаски седла в головке цилиндров подвергают обработке с помощью шлифовального круга с углом конуса 150°, а верхнюю кромку — 60°.

Ширина рабочей фаски седла для впускных клапанов находится в пределах 2,0—2,5 мм для выпускных — 1,5—2,0 мм.

На конечном этапе выправления тарелки клапана и седла их совместно притирают. При общем ремонте, когда были обработаны все клапаны и седла притирку производят на ОПР-1841 А.

В случае выправления 1-2 клапанов притирку обычно осуществляют устройством 2213 (рис. 2.1.27), применяя специальную пасту, содержащую микропорошок М20 и обычное моторное масло.

При притирывании клапан понемногу вращают и приподнимают. Периодично сверяют состояние притирающихся фасок клапана и седла. Верхний край матовой полоски рабочей фаски должен располагаться на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрической части тарелки клапана.

Рис. 2.1.27. Как притереть клапан к седлу трактора МТЗ-80, МТЗ-82
1 — клапан;
2 — приспособление 2213;
3 — головка цилиндров

Рис. 2.1.28. Как измерить упругость клапанных пружин трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — приспособление МИП-100;
2 — клапанная пружина

Если матовая полоска будет гораздо ниже или выше указанного расстояния, то седло опять нужно обработать шлифкругами с углом конуса 60 и 150° и снова притереть клапан к седлу.

Уже перед сборкой клапанов сличают длину и силу сжатия клапанных пружин с помощью устройства МИП-100 (рис. 2.1.28).

При несоответствии допустимым значениям пружины заменяют.

Иногда для выравнивания длины и силы сжатия пружин размещают под них шайбы, толщину которых можно вычислить по формуле:

  • для впускного клапана А = В—1,3 мм;
  • для выпускного клапана А = В—1,8 мм, где В — утопание клапана, замеренное после ремонта седла клапана.

После сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание — не более 1,3 мм.

Чтобы проверить, насколько клапана герметичны во впускные и выпускные каналы головки цилиндров заливают керосин, который не должен просачиваться в течение 1,5 мин.

Перед монтажом оси коромысел в сборе оценивают состояние каждого коромысла. Если на бойках коромысел присутствуют углубления более 0,3 мм, то поверхность бойка вышлифовывают до устранения дефекта. Отход от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла возможен не более 0,05 мм. По надобности, смотрят диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между втулкой и осью коромысел может быть не более 0,15 мм.

Далее цилиндро-поршневая группа МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82