Разборка и ремонт водяного насоса трактора МТЗ

По каким признакам можно сделать вывод, что возникли проблемы с водяным насосом? Во-первых, появилась течь воды из дренажного отверстия. Во-вторых, слышится нехарактерный шум и стуки при работе водяного насоса.

Еще одной поломкой водяного насоса является образование значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника. Это может быть причиной повреждения сердцевины радиатора крыльчаткой вентилятора.

Громкие стуки и гул являются признаками предельного износа, либо вообще разрушения подшипников насоса. Возможно так же разбалансировка посадочного места валика под приводной шкив.

Протечка охлаждающей жидкости из дренажного отверстия, либо пятна масла на шкиве привода дают понять, что произошло разрушение уплотнений валика насоса. Производитель для повышения надежности и долговечности с февраля 1987 г на двигатели Д-240, устанавливал водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.).

Рис. 2.1.98. Водяной насос трактора МТЗ в сборе:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — корпус; 4 — крыльчатка; 5 — дренажное отверстие; 6 — валик; 7 — гайка

Для устранения появившихся неисправностей, водяной насос снимают (рис. 2.1.99) и разбирают для замены выработавших свой ресурс деталей (рис. 2.1.100—2.1.105).

При увеличении осевого перемещения валика в подшипниках свыше 0,6 мм валик нужно заменить в сборе с подшипниками. В сборе меняется еще в случае ослабления внутренних колец подшипников на валике.

Подшипники подлежат замене в случае увеличения радиального зазора в них более 0,1 мм (рис. 2.1.106).

Рис. 2.1.100. Схема расположения деталей водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив; 2 — подшипники; 3 — крыльчатка; 4 — корпус; 5 — патрубок; 6 — валик насоса; 7 — ремень привода водяного насоса; 8 — стопорная пластина; 9 — гайка; 10 — вентилятор

Рис. 2.1.99. Как снять водяной насос трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

Рис. 2.1.101. Как открутить гайку крепления шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина отсутствует)

Рис. 2.1.102. Опрессовка шкива водяного насоса трактора МТЗ:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

Рис. 2.1.103. Как снять стопорное кольцо подшипника водяного насоса трактора МТЗ

Рис. 2.1.104. Как открутить болт крепления крыльчатки трактора МТЗ:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

Рис. 2.1.105. Выпрессовка валика водяного насоса трактора МТЗ:
1— корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

Рис. 2.1.106. Спрессовка подшипника с валика водяного насоса трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

Уплотняющую шайбу торцового уплотнения можно эксплуатировать даже а том случае, если на ней присутствуют небольшие кольцевые риски и следы износа. Но их глубина не должна превышать 0,5 мм. А вообще толщина шайбы не должна быть меньше 2,5 мм. Манжета должна быть цельной, сквозные прорывы недопустимы.

Если вы вдруг обнаружили трещину на корпусе водяного насоса, то его следует заменить. Далее диагностируют посадочные поверхности корпуса под подшипники валика.

Номинальные и допустимые размеры водяного насоса двигателя Д-240, мм

Расстояние от торца опорной втулки до плоскости разъема:
номинальное 47,0—47,3
допустимое 48,5
Допустимый диаметр отверстий корпуса под подшипники:
305 62,07
304 52,06

Если в процессе осмотра вы обнаружили на торцовой части опорной втулки корпуса насоса следы стачивания (как правило кольцевые канавки) глубиной значительно больше 0,5 мм, втулку в этом случае выпрессовывают и сменяют на новую.

Собирая насос, резиновые манжеты ставят таким образом, чтобы отвороты с пружинами "смотрели" в сторону подшипников. Гайка ступицы в этом случае затянута моментом 16—19 Н·м. После компоновки всех деталей насоса, валик вращается от усилия руки без торможения крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора располагаются в одной плоскости.

Далее обкатка двигателя МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82