Разборка и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ

Каковы основные признаки неисправности вала отбора мощности? Например, у вас начал заедать рычаг управления валом отбора мощности, тяжелое, проблемное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод. Скорее всего неисправен механизм усиления (стакана пружины) и кулачковя муфта переключения выработала свой ресурс, попросту говоря, износилась. Чтобы выяснить окончательно, что призошло, механизм усиления демонтируют и разбирают стакан пружины как на рис. 2.8.20.

Разборку стакана производят с особой осторожностью и в определенной последовательности. Во-первых, устанавливают рычаг управления валом отбора мощности (далее по тексту ВОМ) в позицию, когда происходит совмещение технологических отверстий в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и далее закручивают в них установочный болт за номером 1. На следующем шаге ослабляют контргайку 3, закручивают регулировочный болт 2 до упора в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины. Дальше аккуратно придерживая стакан рукой, плавно выкручивают регулировочный болт 2. Очень важно убедиться, что стакана с корпусом четко зафиксирован. Лишь после этого снимают стакан в сборе. Затем сжимают струбциной и выкручмвают стопорный болт 4. Все, что нужно заменить - заменяют. Для обратной сборки также применяют струбцину или, если есть, пресс.

Рис. 2.8.20. Как снять стакан пружины механизма усиления в сборе трактора МТЗ:
1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4 — стопорный болт; 5 — рычаг валика переключения

Если определилось, что вышла из строя кулачковя муфта переключения, отключают коробку передач от заднего моста, ну а далее меняют изношенные детали.

Если при отключении ВОМ хвостовик вала все еще крутится - неверно отрегулированы тормозные ленты, либо они износились.

Как настроить натяжение тормозных лент и рычаг управления ВОМ? Эту работу производят следующим образом. Сначала снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до упора регулировочные болты (рис. 2.8.22). Потом закручивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и отделяют механизм сервоусиления в сборе. Следующая процедура - отделение тяги от рычага управления ВОМ. Выкручиваем болты 8 до того состояния, когда хвостовик ВОМ от усилия руки проворачивается без труда. Затем снова соединяют тягу с рычагом управления и если нужно, проворачивая вилку регулируют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.

Даже если после всех этих работ не получилось починить, ВОМ снимают с трактора. С этой целью выкручивают стягивающийе болты задней крышки и выпрессовывают ВОМ целиком в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). После этого скидывают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и промеряют их толщину. Ленты сменяют на исправные при толщине меньше 2,5 мм.

Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — люк;
2 — болт

Рис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — регулировочные болты;
2 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления трактора МТЗ:
1 — стопорный болт;
2 — стакан;
3 — контргайка;
4, 8 — регулировочные болты;
5 — установочный болт;
6 — рычаг;
7 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.24. Спрессовка BOM в сборе трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт;
3 — технологический болт

Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент трактора МТЗ:
1 — тормозные ленты;
2 — крышка

Если вы обратили внимание на гул, который возрастает с увеличением передаваемого крутящего момента и появились подтеки от смазки на задней крышке - свидетельство того, что сточились шлицы вала, износились детали планетарного редуктора, и манжеты либо порвались, либо потеряли упругость.

ВОМ при таком положении вещей снимают с трактора. Для его обследования заднюю крышку зажимают в тисках. Проворачивая хвостовик, обращают внимание на зубья шестерен и с помощью руки диагностируют передвижение хвостовика вала в подшипниках. Если выяснилось, что имеются сколы на зубьях, перемещения в сопряжениях отдельных деталей достаточно большие, есть заедание вала - ВОМ нужно перебрать с заменой неисправных деталей (рис. 2.8.26).

Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM трактора МТЗ:
1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками; 9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан; 19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ

Водило планетарного редуктора (рис. 2.8.27, 2.8.28) нужно менять в следующих случаях: при стачивании отверстий под оси сателлитов более 20,2 мм; выработке поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.

Оси сателлитов (рис. 2.8.29) нужно менять при истирании поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) нужно менять при истирании поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и выработке посадочного места под наружную обойму подшипника 209 более 85,12 мм; вал планетарного редуктора нужно менять, если посадочные места стали менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.

Если обнаружено подтекание масла в районе манжет у снятого ВОМ - проводят осмотр прокладки между задним мостом и крышкой. Несоответствующие требованиям прокладки меняют.

Что делать, если просачивается масло из-под хвостовика вала? Нужно заменить манжеты. Вначале откручивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты. Затем спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе. Далее извлекают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки. Самые ответственные моменты пересборки и регулировки заднего моста и ВОМ указаны на рис. 2.8.32—2.8.44.

Рис. 2.8.27. Как спрессовать водило в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — крышка ВОМ;
3 — съемник

Рис. 2.8.28. Как запрессовать водило в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — съемник

Рис. 2.8.29. Снятие сателлитов и осей сателлитов трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — сателлит;
3 — ось сателлита

Рис, 2.8.30. Спрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — трехлапчатый съемник

Рис. 2.8.31. Запрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — съемник

Рис. 2.8.32. Снятие кулачковой муфты трактора МТЗ:
1 — кулачковая муфта;
2 — поводок;
3 — дифференциал;
4 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.33. Выкручивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни трактора МТЗ:
1 — установочный винт;
2 — вал;
3 — корпус заднего моста

Рис. 2.8.34. Снятие стопорного кольца подшипника коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.35. Спрессовка стакана с подшипником коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — выколотка

Рис. 2.8.36. Извлечение стопорного кольца подшипника коронной шестерни из стакана трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — стакан

Рис. 2.8.37. Запрессовка подшипника в стакан трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — стакан;
3 — ступенчатая наставка

Рис. 2.8.38. Запрессовка стакана с подшипником коронной шестерни на вал трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — вал коронной шестерни;
3 — кольцевой захват

Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста трактора МТЗ:
1 — отверстия под установочный винт;
2 — корпус заднего моста;
3 — коронная шестерня

Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала трактора МТЗ:
1 — регулировочные прокладки;
2 — стакан подшипника

Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

Рис. 2.8.43. Снятие стопорного кольца подшипника барабана включения трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — барабан

Рис. 2.8.44. Выпрессовка подшипника из барабана включения трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — барабан;
3 — инерционный съемник

Далее разборка и ремонт гидросистемы задней навески тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82