Разбор трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Как разобрать трактор МТЗ-80, МТЗ-82? Какова должна быть последовательность действий? Как добраться до интересующего узла или детали?

Все агрегаты МТЗ-80, МТЗ-82 смонтированы на полурамном остове. Он получается соединением передней полурамой под дизель и соединенными между собой агрегатами трансмиссии. Из-за этой конструктивной особенности разборка трактора начинается с разъединения остова и последующим снятием агрегатов. Для этого используют все имеющиеся в распоряжении средства и приспособления, включая кран-балку и таль.

Стоит помнить, что разбирать узлы и агрегаты необходимо только с "серьезными намерениями", т.к при этом нарушается приработка деталей, что сокращает срок их службы. Это связано с тем, что после каждой разборки скорость изнашивания узлов возрастает.

Если в результате износа детали трактора ее состояние нарушает работоспособность механизма или вызывают его интенсивное изнашивание, деталь необходимо срочно заменить.

Конструкция трактора МТЗ-80, МТЗ-82 позволяет заменить некоторые агрегаты без дополнительных разборочных операций. Но некоторые части все же приходится извлекать и менять, используя предварительные демонтажные работы.

К примеру, без предварительной разборки можно снять воздухоочиститель 12, центробежный маслоочиститель 7, генератор 6, насос и распределитель гидросистемы, пусковой двигатель 17 (или стартер), компрессор 14, вал отбора мощности 9, раздаточную коробку 24, промежуточную опору карданного вала 23 (трактора МТЗ-82), переднюю ось или ведущий мост 21 (рис. 1.1).

Размещение агрегатов МТЗ-80, МТЗ-82Размещение агрегатов МТЗ-80, МТЗ-82Размещение агрегатов МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 1.1 Как размещены агрегаты на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82:
а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа (МТЗ-82);
1 — водяной радиатор; 2 — масляный радиатор; 3 — гидроусилитель (руля; 4 — водяной насос; 5 — масляный насос; 6 — генератор; 7 — центробежный маслоочиститель; 8 — корпус сцепления и понижающего редуктора; 9 — вал отбора мощности; 10 — пневмопереходник; 11— гидроцилиндр задней навески; 12 — воздухоочиститель; 13 — головка цилиндров; 14 — компрессор; 15 — топливный насос; 16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л); 17 — пусковой двигатель; 18 — задняя навеска; 19 — коробка передач; 20 — редуктор пускового двигателя; 21 — передний ведущий мост; 22 — карданный вал; 23 — промежуточная опора карданного вала; 24 — раздаточная коробка

А вот чтобы снять другие агрегаты нужно снять детали капота (рис. 1.2—1.4), оперения или кабину, тяги, гидравлические трубопроводы, электроарматуру. Далее уже без капота можно снять водяной 1 и масляный 2 радиаторы (рис. 1.5, 1.6), гидроусилитель руля 3, -водяной насос 4, дизель 16, головку цилиндров 13, передний мост 21 (см. рис. 1.1).

Рис. 1.2. Как снять кронштейн фары и боковины капота МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — кронштейн фары;
2 — боковина капота

Рис. 1.3. Как снять переднюю решетку капота МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — передняя решетка капота;
2 — болт крепления

Рис. 1.4. Как снять капот МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — капот;
2 — болты крепления

Рис. 1.5. Как снять масляный радиатор МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид слева, б — вид справа;
1 — масляный радиатор; 2 — болты крепления; 3 — трубопроводы; 4 — гидроусилитель руля

Рис. 1.6. Как снять водяной радиатор МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид слева; б — вид справа;
1 — водяной радиатор; 2 — болты крепления; 3 — тросик шторки радиатора; 4 — кронштейн крепления радиатора; 5 — трубопроводы; 6 — гайка

Для чего снимают кабину МТЗ-80, МТЗ-82? Снятие кабины МТЗ-80, МТЗ-82 процесс трудоемкий. Поэтому ее снимают, когда возникает необходимость ремонта корпуса сцепления и (понижающего редуктора (в дальнейшем — корпус сцепления) 8, коробки передач 19, заднего моста, привода заднего ВОМа, силового цилиндра 11 или силового регулятора.


Для того, чтобы снять кабину МТЗ-80, МТЗ-82, сначала убирают заднюю облицовку радиатора и отключают от кабины тяги управления. Следующим этапом снимают пружины тормозного крана и рычагов педалей тормозов, отделяют и убирают педали сцепления и тормоза. Далее отсоединяем патрубки отопительной системы и само крепление кабины к кронштейнам (см. рис. 1.7). Не забываем отключить провод от аккумулятора к стартеру (рис. 1.8) и электропровод от щитка приборов (рис. 1.9). Затем снимаем ручки с рычагов управления понижающим редуктором и коробкой передач. Что же делать дальше? А дальше отсоединяем трос тахоспидометра, провода от звукового сигнала и колодок фар. Убираем резиновый коврик и короб пола, отделяем педаль подачи топлива. Выкрутив болты крепления, которые расположенны внутри и снизу кабины, убираем пол (см. рис. 1.10). Отделив ручку управления силовым регулятором, снимаем сектор в сборе с рычагом управления силовым регулятором (рис. 1.11). В завершении подготовительных действий для снятия кабины, выкручиваем аккумуляторные клеммы и вытаскиваем аккумуляторные батареи. Кроме того нужно отключить провод «массы» от кабины трактора (рис. 1.12). Далее с помощью грузоподъемного механизма уже можно снять кабину с трактора.

Рис. 1.7. Как отсоединить кабину МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид слева; б — вид справа

Рис. 1.8. Как отсоединить электропровода от стартера МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 1.9. Как отсоединить электропровода от щитка приборов МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — щиток приборов кабины;
2 — разъемы

Рис. 1.10 Как снять пол кабины МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид слева; б — вид справа

Рис. 1.11. Как снять сектор в сборе с рычагом управления силовым (позиционным) регулятором МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — кронштейн;
2 — зубчатый сектор

Рис. 1.12. Как отключить провод «масса» от кабины трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — болт крепления;
2 — провод «масса»

В каком случае разъединяют остов трактора МТЗ-80, МТЗ-82? Его разъединяют чтобы починить сцепление, коробку передач, задний мост и при замене двигателя. Так же необходимо отделить и для того, чтобы добраться до передней оси или переднего ведущего моста. Алгоритм расстыковки и раскатки составных частей трактора с использованием стенда ОР-16346 приведены на рис. 1.13.

Рис. 1.13. Разъединение и раскатка составных частей трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
а — отсоединение полурамы с дизелем от корпуса сцепления; б — отсоединение корпуса сцепления от коробки передач; в — отсоединение коробки передач от заднего моста; г — отсоединение и снятие коробки передач;
1 — задний мост; 2 — коробка передач; 3 — корпус сцепления; 4 — неподвижная подставка; 5 — лонжероны полурамы с дизелем; 6 — подвижные подставки; 7 — направляющие

Когда снимают дизель, то откатывают па стенде переднюю полураму. Неподвижную подставку стенда нужно поместить под корпус сцепления, а домкраты — под лонжероны полурамы и под переднюю ось или передний ведущий мост. Далее, приподнимая домкраты, отрывают переднюю часть трактора от пола и производят необходимые работы по отсоединению проводов и патрубков (рис. 1.14—1.19), рулевого вала и полурамы. После этого откатывают полураму.

Чтобы снять с трактора дизель его отсоединяют от передней полурамы и зачаливают (рис. 1.20—1.22).

Рис. 1.14. Как отсоединить электропровода и трубопроводы МТЗ-80, МТЗ-82
а — вид справа; б — вид слева.

Рис. 1.15. Как отсоединить электропровода и трубопроводы и рулевой вал (вид сверху) МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 1.16. Как отсоединить электропровода от реле-регулятора и звукового сигнала МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — реле-регулятор;
2 — звуковой сигнал

Рис. 1.17. Как отсоединить трубопроводы от ГУРа МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — гидроусилитель руля;
2 — масляный радиатор

Рис. 1.18. Как отсоединить электромагнитное реле стартера МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — реле;
2 — болты

Рис. 1.19. Как отсоединить ресивер МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 1.20. Как отсоединить дизель МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид справа; б — вид снизу

Рис. 1.21. Как откатать переднюю полураму двигателя МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид слева; б — вид справа;
1 — передняя полурама; 2 — приспособление для разъединения полурам; 3 — корпус сцепления; 4 — неподвижная подставка

Рис. 1.22. Как зачалить дизель МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид справа; б — вид слева;
1 — рым-болт; 2 — тросовая схватка

Чтобы начать процедуру ремонта сцепления и понижающего редуктора, нужно полураму с дизелем отсоединить от корпуса сцепления. Если возникнет необходимость замены отдельных деталей понижающего редуктора и коробки передач, то это следует произвести. С этой целью отсоединяют корпус сцепления от коробки передач. Неподвижную подставку стенда нужно разместитьпод коробкой передач, а домкраты — под корпус сцепления и передний мост. Поддомкрачивая поднимаем переднюю часть трактора, отсоединяем тяги и трубопроводы гидросистемы, отделяем и раскатываем остов.

При необходимости замены корпус сцепления в оборе или снятия его для ремонта, отделяем остов трактора по плоскостям: двигатель — корпус сцепления — коробка передач. С этой целью неподвижную подставку стенда помещаем под коробку передач, а домкраты — под корпус сцепления и под лонжероны полурамы. На следующем шаге отсоединяют: электропровода, рулевой вал, полураму, трубопроводы гидросистемы от корпуса гидроагрегатов, силового регулятора и заднего моста, тяги, электропровода и трубопроводы от корпуса сцепления и коробки передач. Снимают корпус гидроагрегатов, отсоединяют карданный вал (МТЗ-82) и после этого раскатывают остов трактора (рис. 1.23 — 1.25).

Рис. 1.23. Как отсоединить масляные трубопроводы от корпуса гидроагрегатов МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид справа; б — вид слева;
1 — трубопроводы; 2 — масляный насос; 3 — корпус гидроагрегатов

Рис. 1.24. Как снять корпуса гидроагрегатов (вид слева) МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус гидроагрегатов;
2 — болт;
3 — стопорная пластина

Рис. 1.25. Как отсоединить карданный вал, как снять раздаточную коробку МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — карданный вал;
2 — раздаточная коробка;
3 — болты

При проведении работ по устранению неисправностей заднего моста и коробки передач, коробку отсоединяют от заднего моста. С этой целью неподвижную подставку стенда размещают под задний мост, а домкраты — под коробку передач и под лонжероны полурам. Отсоединяют патрубки гидросистемы, тяги и электропровода, убирают крышку коробки передач, выкручивают болты, которые находятся под верхней крышкой и под раздаточной коробкой (см. рис. 1.26—1.29), болты крепления к заднему мосту (см. рис. 1.30, 1.31). Затем наступает очередь разъединения и раскатывания остова трактора.

Рис. 1.26. Как отсоединить трубопроводы от силового регулятора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — трубопроводы;
2 — силовой регулятор

Рис. 1.27. Как отсоединить трубопроводы от заднего моста МТЗ-80, МТЗ-82

Рис. 1.28. Как отсоединить трубопроводы от корпуса механизма блокировки дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — трубопроводы;
2 — корпус механизма блокировки дифференциала

Рис. 1.29. Как снять крышку коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — крышка;
2 — болт

Рис. 1.30. Как открутить болты крепления коробки передач к заднему мосту МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус коробки передач;
2 — болт

Рис. 1.31. Как открутить болты крепления коробки передач к заднему мосту, расположенных под раздаточной коробкой МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — корпус коробки передач;
2 — болт

Далее основные неисправности МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82