Разборка и ремонт распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Насколько в удовлетворительном состоянии находится распределитель трактора, показывает факт наличия утечек масла из-за износа золотников, неплотного прилегания перепускного и предохранительного клапанов. Давление подключения автоматов возврата золотников или предохранительного клапана должно иметь определенное значение. Для диагностики этих параметров выкручивают пробки-заглушки из конструктива распределителя и подсоединяют нагнетательный рукав (вход) прибора к полости подъема, а сливной рукав к полости опускания. (рис. 2.9.1).

Рис. 2.9.1. Как определить техническое состояние распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 с помощью прибора КИ-5473:
1 — прибор; 2 — бак гидросистемы; 3 — отметки

Вход устройства подключают к нагнетательному трубопроводу (отметка «П»), а выход — к сливному (отметка «0») трубопроводу распределителя.

При таком подключении, переведя рукоятку любого золотника распределителя в положение «Подъем», масло, нагнетаемое насосом в полном объеме (кроме утечек внутри распределителя), проходит через диагностирующее устройство. Далее оно следует в нижнюю крышку распределителя, а после в бак гидросистемы. Если распределитель находится в рабочем состоянии, объем масла, который проходит через него (один из золотников находится в положении «Подъем»), должен находится в соответствии с измеренной производительности насоса. Чтобы измерить объем масла, который пропускает через себя распределитель, и обнаружения утечек в его сопряжениях, заводят двигатель и устанавливают номинальную частоту вращения коленвала. Поворачивая ручку прибора КИ-5473, получают противодавление по манометру, а по шкале лимба и указателю отсчитывают объем масла, проходящего через КИ-5473. Показатели сравнивают с величиной допустимых утечек масла по таблице ниже.

Основные показатели распределителя Р75-ЗЗР гидросистемы навески трактора МТЗ-80

Давление срабатывания, МПа:
автомата золотника 12,5—13,5
предохранительного клапана 15,5—16,0
Допустимые утечки масла, л/мин 5,0

При малых утечках масла в распределителе, обслуживающий персонал иногда пытается экономить и меняет только один перепускной клапан. Это не совсем верно, так как истирается не только конусная (запорная) часть клапана, но и его седло. Ведь износ острых кромок седла клапана чаще всего происходит неравномерно, а значит полная герметичность сопряжения при установке нового перепускного клапана никак не гарантируется. Посему, при сильных утечках, дальнейшая проверка уже нецелесообразна, распределитель нужно снять с трактора и отправить на ремонтные работы. При незначительных утечках масла в распределителе, не превышающих нормы, проверку распределителя продолжают.

Далее с помощью прибора определяют давление срабатывания автоматов возврата золотников. Заводят двигатель и устанавливают среднюю частоту вращения коленвала. Ручку прибора устанавливают в положение «Открыто», а тестируемый золотник — в положение «Подъем». Вращая ручку, получают давление в сливной магистрали и смотрят на показания манометра прибора. Дойдя до определенного значения давления, ручка золотника должна вернуться в нейтральную позицию. Наибольшее давление, отмеченное по манометру в момент возврата рукоятки золотника в нейтральное положение, принимается за давление срабатывания автомата. Давление включения автоматов других золотников распределителя смотрят, не меняя рукава прибора. Рукоятку золотника, к каналам которого подключен прибор, при этом закрепляют в позиции «Подъем», а ручку исследуемого золотника подключают в это положение и немного поддерживают с помощи руки. С помощью прибора подают давление до факта срабатывания второго золотника. Такую же процедуру осуществляют при тесте автомата третьего золотника.

Давление подключения автоматов золотников должно находится в рамках 12,5—13,5 МПа. При давлении выше или ниже, распределитель извлекают с трактора для диагностики и регулировки на стенде (см. рис. 2.9.2) или для отправки в ремонт.

Рис. 2.9.2. Испытание распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82 на стенде КИ-4815М:
1 — распределитель; 2 — манометр; 3 — счетчик жидкости; 4 — дроссель; 5 — сливной трубопровод

Если состояние автоматов золотников находится в работоспособном состоянии, на завершающей стадии проверки техсостояния распределителя определяем давление, при котором срабатывает предохранительный клапан. Получаем максимальную частоту вращения коленвала двигателя и переключаем ручку золотника распределителя в позицию «Подъем» (рекомендуется перевести ручку выносного цилиндра, наверное понятно почему, чтобы не поднимать поддомкраченную машину). Фиксируя ручку с помощью руки, постепенно уменьшают с выходом на нет течение масла через прибор. После полного перекрытия течения масла, отмечают показание манометра, которое показывает реальную величину давления срабатывания предохранительного клапана.

Если давление включения не находится в пределах 15,5—16 МПа, клапан настраивают, а распределитель при этом даже не снимают с трактора. Выкручивают и отделяют колпачок предохранительного клапана, припускают контргайку и винтом изменяют давление. Ручка золотника фиксируется в режиме «Подъем», а напор масла закрыт прибором.

При малых утечках масла через перепускной и предохранительный клапаны, через стык золотник — корпус, а также при нерегулируемом предохранительном клапане или поломках автоматов золотников, распределитель обычно снимают с трактора для дальнейшего ремонта

Распределитель принято разбирать на специальном приспособлении. Отделяют ручки управления и пластины пыльников с верхней крышки, затем снимают пыльники и уплотнительные кольца. Далее извлекают сферические рычаги управления золотниками. Отделяют верхнюю и нижнюю крышки, помечают и вытаскивают золотники из корпуса, рассоединяют предохранительный и перепускной клапаны. На конечном этапе седло перепускного клапана выдавливают из корпуса специальной оправкой (см. рис. 2.9.3), а гнездо предохранительного — специальным ключом (рис. 2.9.4).

На конусной поверхности перепускного клапана, там где она соприкасается с кромкой седла, иногда обнаруживаются приличные следы износа, которые объясняют потерю герметичности стыка, а значит происходит увеличение потерь масла. Такую "потрепанную" конусную поверхность клапана можно восстановить шлифовкой с помощью шлифовального агрегата под углом 45°. Можно проточить конусную поверхность клапана в центрах токарного станка (как на рис. 2.9.5). Но после такой проточки нужно шлифануть мелкой наждачной бумагой. Торцовую поверхность седла клапана при таком раскладе тоже нужно отшлифовать на плоскошлифовальном станке (рис. 2.9.6) или проточить на токарном станке в разрезной оправке. Внутреннее отверстие седла и его торцовая часть должны формировать четкую острую кромку. В завершении обработки седло размагничивают.

Рис. 2.9.3. Выпрессовка седла перепускного клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — ступенчатая оправка

Рис. 2.9.4. Выворачивание гнезда предохранительного клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — специальный ключ

Рис. 2.9.5. Протачивание конусной поверхности клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — клапан

Рис. 2.9.6. Шлифование седла перепускного клапана и гнезда предохранительного клапана трактора МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — седло;
2 — гнездо

Далее разборка и ремонт насоса высокого давления тракторов МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82