О неисправностях двигателя трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Рабочее состояние отдельных систем и механизмов двигателя оценивают как по внешним, так и по косвенным признакам. Незаменимую помощь в диагностике также оказывают специальные устройства и приборы.

Что делать, если у трактора снизилась мощность двигателя, появился повышенный расход картерного масла, появилось обильное газовыделение из сапуна? Приведенные "недомогания" характерны при износе цилиндропоршневой группы, закоксовывании поршневых колец.

А если двигатель вашего МТЗ-80, МТЗ-82 начал тяжело запускаться, появились перебои при работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала, к тому же из выпускной трубы вылит черный дым? В этом случае необходимо сосредоточить внимание на узлах топливной аппаратуры, обратить внимание на чистоту топливных фильтров, проверить, не понижено ли давление в системе. Возможно есть неплотное прилегание, прогар седел и тарелок клапанов.

Насколько загрязнены фильтрующие элементы тонкой очистки топлива и максимальное давление, которое развивает топливоподкачивающий насос, проверяют устройством проверки топливной аппаратуры КИ-13943 (рис. 2.1.1).

Рис. 2.1.1. Как проверить техническое состояние топливоподкачивающего насоса МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — устройство КИ-13943; 2 — фильтр тонкой очистки топлива

Если вдруг, у вашего трактора понизилась мощность двигателя, а так же появилось ощущение снижения частоты вращения коленчатого вала, я рекомендую проверить наличие загрязнения воздухоочистителя. Кроме того следует обратить внимание на негерметичность сочленений впускного воздушного тракта und несоответствие регулировки рычага управления регулятором.

Как же определить, загрязнился ли у вашего МТЗ элемент воздухоочистителя или нет? Тут все просто. Для этого изобрели сигнализатор, датчик которого размещен во впускном трубопроводе двигателя. Если появилось две полоски образовалась красная полоса в смотровом отверстии сигнализатора (либо эффектное воспламенение сигнальной лампочки на щитке приборов, разумеется в кабине, у тракторов выпуска с 1989 года) при работе двигателя сигнализирует на процедуру очистки воздухоочистителя.

Насколько плотно функционирует система впускного воздушного тракта отмеряют при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя, предварительно загородив центральную трубу воздухоочистителя. В таком режиме двигатель обычно глохнет. Иначе с помощью известного на весь мир КИ-13948 обнаруживают "косяк" впускного тракта (рис. 2.1.2) и устраняют неисправность. Давление по прибору не должно превышать 0,08 МПа.

Рис. 2.1.2. Как проверить герметичность впускного воздушного тракта МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — индикатор КИ-13948; 2 — горловина воздухоочистителя

Что делать, если частота вращения коленвала двигателя или частота вращения ВОМ по тахоспидометру отличается от штатной? При таком несоответствии необходимо проверить регулировку тяги регулятора. Если полностью надавить на педаль или рукоятку управления подачей топлива установить в положение «До отказа», то наружный рычаг регулятора обычно упирается в болт ограничителя максимальной скорости. По крайней мере, так должно быть.

Если вы обнаружили повышенный расход картерного масла или из сапуна выходит большой объем газов, а так же из глушителя валит синий дым - это сигнал предельного износа цилиндропоршневой группы.

Чтобы оценить, в каком состоянии находится цилиндропоршневая группа, используют газовый расходомер КИ-4887. С его помощью можно определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Чтобы оценить техническое состояние цилиндра применяют компрессометр КИ-861. Им замеряют величину давления в конце такта сжатия (компрессии) при пусковых оборотах коленчатого вала.

Рис. 2.1.3. Как проверить компрессию МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — компрессометр КИ-861; 2 — плита крепления

Какое минимальное давление в конце такта сжатия у нового двигателя МТЗ-80, МТЗ-82? Оно должно находиться в пределах 2,6—2,8 МПа, а вот давление у изношенного — 1,3—1,8 МПа. Если вам нужны более точные цифры, то их получают при определении разницы в значениях компрессии каждого цилиндра. Если получится так, что разница между компрессией отдельного измеряемого цилиндра и средним значением компрессии в остальных цилиндрах выше 0,2 МПа, то цилиндр считается неисправным.

Возможно снижение давления в конце такта сжатия в некоторых цилиндрах из-за нарушения герметичности узла "клапан — седло". Из-за чего она возникает? Недостаточно плотное прилегание клапанов к седлам возможна из-за сбоя регулировки зазора в приводе клапана. Если не будет зазора между клапаном и коромыслом во время рабочего хода поршня, газы просачиваются через неплотные места и разрушают поверхность рабочих фасок клапана и его седла. В итоге получаем снижение компрессии в цилиндре и затрудненный запуск двигателя.

Почему происходит выброс охлаждающей жидкости из радиатора МТЗ-80, МТЗ-82? Такая неприятная история иногда наблюдается при увеличении нагрузки на двигатель и означает она то, что произошел либо пробой прокладки головки цилиндров, либо случилось ослабление затяжки стакана форсунки, появление трещин в головке цилиндров.

Повысился уровнь масла в картере двигателя МТЗ-80, МТЗ-82. Что делать? Наверняка произошло нарушение герметичности уплотнений гильзы с блоком. Такое бывает из-за появления трещин, кавитационного разрушения металла блока цилиндров, проникновения в него воды из системы охлаждения и т.д.

Если по данным манометра в системе повышенное или пониженное значения давления масла и есть несоответствие температуры (по дистанционному термометру) то это может указывать и на слабую подачу масляного насоса, и на износ или разбалансировку сливного и перепускного клапанов, сильный износ сопряжений КШМ, неисправность клапана термостата в системе охлаждения, плохое масло, забитость центробежного маслоочистителя.

Если вы заметили, что в системе смазки давление масла согласно показаниям манометра менее 0,08 МПа, заглушите двигатель и определитесь с причинами снижения давления. Попробуйте отрегулировать сливной клапан центробежного масляного фильтра затяжкой его пружины и промывкой деталей фильтра. Если после этого давление не повысится, измерьте давление в системе смазке двигателя с помощью КИ-13936 (рис. 2.1.4) при номинальной частоте вращения коленвала.

Рис. 2.1.4. Как измерить давление масла в системе смазке двигателя МТЗ-80, МТЗ-82:
1 — устройство КИ-13936; 2 — центробежный масляный фильтр

Если при работе двигателя слышны посторонние шумы и стуки, скоре всего он прилично изношен.

Когда зазоры в сопряжениях деталей в результате износа становятся предельными, появляются динамические нагрузки и сопровождающие их звуки. Прослушать их можно с помощью обычного стетоскопа в определенных участках и при соответствующих режимах работы двигателя (рис. 2.1.5).

Рис. 2.1.5. Уровни зон ослушивания двигателя МТЗ-80, МТЗ-82:
I — зона коренных шеек коленчатого вала; II — зона цилиндропоршневой группы; III — зона распределительного вала; IV — зона распределительных шестерен; V — зона клапанного механизма

Звук глухого среднего тона в секторе II (передвижения поршня) вначале при минимальной, а затем при максимальной частоте вращения подсказывает, что увеличился зазор между поршнем и гильзой. Сильный звонкий металлический звук при тех же условиях диагностики свидетельствует о довольно сильном износе или даже подплавлении шатунного вкладыша.

Более глухой звук низкого тона, иногда появляющийся в секторе I (коренных шеек коленчатого вала) при номинальной частоте вращения с периодическим возрастанием до максимальной, укажет нам на истирание вкладышей коренных подшипников.

Звонкие металлические звуки высокого тона, постоянно слышимые из зоны V при любой частоте вращения коленчатого вала и возрастающие при прогреве двигателя, объясняют увеличенные тепловые зазоры в клапанном механизме.

При увеличенном тепловом зазоре снижается объем заполнения цилиндра воздухом и очистка его от отработавших газов, а это влияет на мощность двигателя.

Как проверить тепловой зазор в клапанном механизме МТЗ-80, МТЗ-82? Сверяют пластинчатым щупом в режиме полностью закрытых клапанов в конце такта сжатия. На «холодном» двигателе зазор находится в пределах 0,40—0,45 мм.

Глухие звуки, прослушиваемые в зоне III на блоке с правой стороны при работе двигателя на малых оборотах, свидетельствуют о больших зазорах во втулках распределительного вала.

Посторонний звук под крышкой распределительных шестерен в секторе IV при резком изменении частоты вращения коленчатого вала означают сильный износ зубьев распределительных шестерен.

При достижениии неудовлетворительного технического состояния двигателя его разбирают для проведения технической экспертизы-осмотра, замера допусков в сопряжениях цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, замены деталей.

Далее ремонт двигателя МТЗ-80, МТЗ-82.

Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-82